|
Учебники и методические пособия
Добро пожаловать на наш сайт, здесь вы найдете информацию различной тематики:
экономика, юриспруденция, история, педагогика, психология.
Главная Карта сайта Написать нам |
14.1 Дивидендная политика и возможность ее выбора.
Дивидендная политика, т.е. принятия решения о том, выплачивать ли заработанные средства в виде дивидендов или оставлять их и реинвестировать в активы фирмы, имеет три ключевых элемента.
- Какая часть прибыли в среднем должна быть выплачена в течение определенного времени? Это выбор целого значения коэффициента выплаты дивидендов.
- Должна ли фирма пытаться поддерживать стабильный рост дивидендов, или она должна ежегодно менять размер дивидендов в зависимости от своих внутренних потребностей в средствах и потоках денежных средств.
- Какое количество денег должна фирма в виде текущих дивидендов?
Дивидендная политика, как и управление структурой капитала, оказывает существенное влияние на цену акций предприятия. Если компания увеличивает дивиденды, то это приведет к уменьшению объема реинвестиций, ожидаемый темп роста масштабов деятельности снижается, что, скорее всего, приведет к снижению цены акций. Ведь реинвестирование прибыли – более приемлемая и относительно дешевая форма финансирования предприятия, развивающего свою деятельность.
Таким образом, какие-либо изменения в политике выплат будут иметь противоположные результаты, поэтому фирма должна стремиться найти тот баланс между текущими дивидендами и будущими ростом, который максимизирует цену акций.
Существует различные подходы в теории дивидендной политики.
- По мнению Ф. Модильяни и М. Миллера (теория иррелевантности дивидендов), Политика выплат дивидендов не влияет на стоимость фирмы или цену ее капитала. По их мнению, стоимость фирмы определяется ее общей способностью приносить прибыль и степенью риска; более того, стоимость фирмы в большей степени зависит от инвестиционной политики, нежели от того, какая часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, а какая реинвестируется. Введя некоторые ограничения, Модильяни и Миллер показали, что если фирма платит высокие дивиденды, то она должна выпускать и большее число новых акций, и что доля стоимости компании, предлагаемая новым инвестором, должна равняться сумме выплаченных дивидендов. Основной вывод этих ученых – дивидендная политика не нужна.
- Основными идеологами второго подхода к проблеме выбора дивидендной политики является М. Гордон и Д. Линтнер (теория «синицы в руках»). Не соглашаясь с Модельяни и Миллер, они доказывают, что дивиденды менее рисковые, чем доход от прироста капитала, поэтому фирма должна устанавливать высокий удельный вес дивидендных выплат в прибыли и предлагать высокую дивидендную доходность с тем, чтобы максимизировать свою стоимость. Они утверждают, в сущности, инвесторы всегда предпочитают текущие дивиденды возможным будущим, равно как и ожидаемому прироста капитала, то есть «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». Модельяни и Миллер не согласились с такой аргументацией и назвали ее «заблуждением по поводу синицы в руках».
- Третья теория, основанная на налоговых эффектах, была преложена Р. Литценбергером и К. Рамасвани. Их позиция противоположна позиции Гордона и литера. Они утверждают, что, поскольку дивиденды облагаются налогами по значительно большей ставке, чем доход от прироста капитала, инвесторы должны требовать более выгодного дохода на акции с высокими ставками дивидендов. В соответствии с этой теорией фирма должна платить низкие (или нулевые) дивиденды в целях максимизации своей стоимости.
Эти три теории предлагают менеджерам корпораций противоречивые советы. Модильяни и Миллер утверждают, что стратегия дивидендов в прибыли, а сторонники теории налоговой дифференциации рекомендуют обратное. Какой теории верить?
Эмпирическая проверка этих трех гипотез не позволила прийти к определенным заключениям, ученые попросту не могут дать менеджерам корпораций сколько-нибудь точного заключения о влиянии изменений в политике дивидендов на цены акций и капитала. Поэтому определение оптимальной политики выплаты дивидендов чрезвычайно затруднительно. Отсюда, каждое предприятие должно выбирать свою субъективную политику исходя прежде всего из присущих ему особенностей.
|
|
|
|
|