|
Учебники и методические пособия
Добро пожаловать на наш сайт, здесь вы найдете информацию различной тематики:
экономика, юриспруденция, история, педагогика, психология.
Главная Карта сайта Написать нам |
15.6.Теории элит, бюрократии и технократии (2 часть)
Эти "остатки" зачастую не осознаются людьми или тщательно скрываются с помощью так называемых "производных". Это различного рода идеологические обоснования: от простых утверждений, воззваний и лозунгов до сложных концепций, доктрин и теорий, в которых, вытекающая из инстинктов, частная выгода облекается в общепринятые благовидные одежды (требования всенародного блага, поддержания общего интереса и т.д.).
Комбинация и распределение "остатков" и "производных", связанных со сферой политической власти, по Парето, предопределяют способность тех или иных людей принадлежать к элите, руководить массами, господствовать над массами, навязывать свою волю другим.
Согласно Парето, "остатки" и "производные" группируются таким образом, что в политическом процессе выделяются два типа элит: элита "львов" и элита "лис" (названия предложены под влиянием рассуждений Макиавелли о "львиных" и "лисьих" качествах правителей).
Любая элита, полагает В. Парето, рано или поздно успокаивается на достигнутом, теряет свои первоначальные качества, творческую энергию и вырождается. Тогда в обществе выделяется новая потенциальная элита, стремящаяся к власти. Господствующая элита, однако, не сдается добровольно. Поэтому "циркуляция" элит совершается посредством насилия, переворотов и революций, которые в целом "полезны для общества".
В период монополистического капитализма господствует элита "лис", которую он назвал "демократической плутократией". Социалистическое и революционно-демократическое движения он считал признаком слабости этой элиты и кризиса современного общества в целом. С элитистских позиций он враждебно относился к марксизму и идеалам буржуазной демократии. Его идеи вливались в общий поток критики буржуазной демократии "справа" и частично были заимствованы национал социализмом. Не случайно Муссолини называл Парето своим учителем.
Следующим этапом разработки подобной методологии стала концепция "железного закона олигархии" Р.Михельса (1876-1936), возникшая, как и теория элит, в полемике с марксизмом. По собственному обобщению Михельса, "формула необходимости смены одного господствующего слоя другим и производный от нее закон олигархии как необходимой формы существования коллективной жизни ни в коем случае не отбрасывает и не заменяет материалистическое понимание истории, но лишь дополняет его. Не существует никакого противоречия между учением, согласно которому история - это процесс непрерывной классовой борьбы, и тем учением, по которому классовая борьба приводит к созданию новой олигархии".
Сама олигархия объяснялась Михельсом порождением потребностей психологии масс и психологии организации, которые подвержены особым "законам структур организаций". Эта концепция была изложена в работе "Социология партийных организаций в современной демократии" (Вена, 1911). Одной из самых шокирующих констатации автора стало наблюдение о несовместимости начал современных бюрократических организаций и демократии: "Кто говорит об организации, говорит о тенденции к олигархии... По мере развития организации демократия приходит в упадок". В условиях сложного взаимодействия технических свойств политической организации с психическими свойствами организованных масс и их политических лидеров происходит постепенный переход от "спонтанного лидерства" к "олигархическому руководству".
К элитаристскому и олигархическому истолкованию современных политических институтов и процессов примыкает еще одна концепция природы политики и политической власти, которая чаще всего именуется групповым подходом, а также теорией "групп давления" или "групп интересов". Родоначальником этой теории был А.Бентли (1870-1957), автор работы "Процесс осуществления правительственной власти: изучение общественных давлений" (1908г), главным тезисом которой стало утверждение о том, что деятельность людей всегда предопределена их интересами и направлена, по сути дела, на обеспечение этих интересов.
|
|
|
|
|