11.1.3 Исполнители (субъекты) хозяйственных интересов
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающие друг от друга признаками: имущественному, по доходам, видам деятельности, профессиями, отраслевыми и региональными интересами. Это наемные работники, хозяева предприятий, фермеры, мелкие и крупные предприниматели, управляющие, акционеры и т.д. Каждый из них имеет свои социально-экономические интересы и деятельности, которые предъявляются государству, хотя государство по разному реагирует на эти интересы. Но, государство должно правильно сочетать интересы всех групп, слоев общества. Для этого оно создает механизм государственного регулирования исполнительную власть.
Исполнителями хозяйственных интересов (субъектами ГРЭ) являются органы трех ветвей власти (Президент, правительство, их судебные органы и Национальный банк). Существуют федеральные и местные органы, парламенты и правительство, которые ГРЭ берут в свои руки. Так, создаются органы из представителей союзов предпринимателей, профсоюзов и исполнительной власти для регулирования тарифных соглашений между предпринимателями, трудящимся и правительством. Организуются комитеты, советы по поддержанию и развитию отдельных отраслей из Министерства экономики и отраслевых союзов предпринимателей. Они осуществляют консультативную деятельность и воздействуют на государственную экономическую политику (ГЭП).
К таким органам относятся различные советы экспертов при правительстве, при Министерстве экономики, финансов, социального обеспечения, Центральном банке и т.д. Их рекомендации относятся к принципиальной ориентации ГЭК, к направлениям расходования средств из бюджета и различных фондов.
Связи между ГРЭ и носителями интересов проявляются:
- в достижениях ГРЭ в улучшении структуры хозяйства;
- в росте занятости трудоспособного населения;
- нормальном платежеспособном балансе;
- в снижении темпов инфляции;
- в повышении жизненного уровня населения.
Успех ГРЭ проявляется также в снижении забастовок, демонстрации, выступлении профсоюзов, в оценках СМИ, в поддержании избирателями государственных мер регулирования. В этих целях органы ГРЭ должны иметь оперативную информацию, прогнозы поведения хозяйственных субъектов на проводимые меры регулирования при помощи анкетных опросов.
Анкетный метод исследования эффективности ГРЭ, хоть и имеет некоторые недостатки, но он выполняет значительную роль в разработке ГЭП и получил признание в научном мире и в госаппарате. Этот метод превратился в рабочий инструмент ГРЭ и обеспечивает связь между регулирующими органами и носителями интересов.
Надо также заметить, что в макроэкономических исследованиях огромная роль отводится государству, воздействию его экономической политики на совокупные (агрегированные) показатели. Государство устанавливает «правила игры» на национальном рынке, согласно которым действуют участники экономических отношений. Государство, в лице правительства, выступает одним из субъектов рынка, то есть активно действующей стороной, отстаивающей национальные интересы.