5.3 Особенности цикла на современном этапе
На современном этапе целенаправленная деятельность государства приводит к следующим изменениям цикла:
во-первых, изменяется природа кризиса, он все более становится структурным, вырастающим из ограниченности ресурсов общества (сырьевой кризис, финансовый кризис, энергетический кризис, нефтяной кризис);
во-вторых, изменения в развитии различных стран в постиндустриальную стадию приводят к асинхронности цикла и временной разнице периода кризиса;
в-третьих, эта же причина обуславливает маленькую «глубину» спадов в современной, особенно послевоенной экономике;
в-четвертых, кризисные явления обостряются не на товарном рынке, а чаще всего проявляются на рынке ценных бумаг и на кредитном рынке в форме финансового кризиса.
Основным итогом анализа цикличности развития экономики является переход от социальных объяснений кризиса и цикла в целом, свойственных экономике индустриального типа к строго экономическому, иногда даже технологическому анализу, который помогает выработать новые методы цикличности государственного регулирование.
Государственное антициклическое регулирование вызвано регулярностью повторения циклов, их дестабилизирующим воздействием на экономику. Теоретически очень важно признание того, что государство может сглаживать циклические колебания.
Теоретический спор идёт о методах регулирования циклического развития экономики и степени ее интенсивности. Господствует два подхода: неокейсианский и неоконсервативный. Первый опирается на регулирование государством совокупного спроса. Осуществляется это на основе налогово-бюджетной политики (всесторонние стабилизаторы) и кредитно - денежной политики (автоматически действующие контрмеры). Второй - на основе регулирования совокупного предложения, путём использования кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики с ограничением роли государства в регулировании экономикой.
Однако, несмотря на разные методы государственного регулирования циклом, все они сводятся к противодействию, т.е. против хода колебания в каждый данный момент. В период кризиса и депрессии государство старается активизировать свою хозяйственную деятельность в стране, путём увеличением государственных расходов и снижением налогов, а в период подъема наоборот, чтобы экономика не «провалилась» в кризис, государство снижает расходы и повышает налоги. Государство также широко использует свой бюджет, осуществляя закупки перепроизведенной продукции и т.д.
Государственное антициклическое регулирование осуществляется столь успешно, что оно модифицирует сам цикл и его прохождение.
На рисунке видно, что фаза кризиса неспособна быть разрушительной, т.е. не носит обвальный характер, так как государство уже просчитало когда наступит эта фаза и приняло соответствующие контрмеры. Поэтому экономика теперь не «проваливается» в кризис, а постепенно «вползает» в него, сам кризис проявляется только в падении темпов роста. Исчезла депрессия – самая продолжительная часть фаза цикла. Антициклическое регулирования выводит экономику из фазы кризиса (который увеличился во времени), сразу фазу оживления и подъема, минуя фазу депрессии.
Общая картина развития современного рыночного хозяйства стала не совпадать с традиционной схемой. Современные структурные кризисы стали обретать более сложную характеристику, на экономические проблемы стали оказывать влияние глобальные политические процессы. Так, можно выделить распад социалистической системы, усиление между национальных и региональных конфликтов, возрастание роли, так называемого, «исламского» фактора, противоречивые тенденции в процессе создания единой Европы.
Определяющим фактором в современном мире становится не столько стабильность, сколько изменения традиционных рынков сырья, колебания валютных систем и т.д. Таким образом, земная цивилизация входит в новое тысячелетие в состоянии перманентных потрясений.