|
Учебники и методические пособия
Добро пожаловать на наш сайт, здесь вы найдете информацию различной тематики:
экономика, юриспруденция, история, педагогика, психология.
Главная Карта сайта Написать нам |
8.5 Макрорегулирование денежно-кредитной системы
Используя кредитно-денежную политику, государство стремится к созданию безинфляционной экономики, функционирующей в условиях полной занятости. Для решения этой задачи оно должно осуществлять контроль за предложением денег. Для регулирования денежного предложения Центральный банк использует разные инструменты (об этом подробно сказано в 7-9-10 темах), в первую очередь, операции на открытом рынке, а также применение резервной нормы и учетной ставки.
Операции на открытом рынке (на вторичном рынке казначейских обязательств) – наиболее гибкий и тонкий инструмент контроля за предложением денег. Определяя объем купли-продажи государственных облигаций населением и изменяя уровень процентной ставки за кредит и объем спроса на ссуды, Центральный банк влияет на величину кредитных резервов коммерческих банков. Массовая продажа ценных бумаг населению сокращает кредитные резервы коммерческих банков, снижает возможность дальнейшего расширения кредита и повышает его цену (процентную ставку). Скупка казначейских обязательств у населения, напротив, повышает уровень кредитных резервов коммерческих банков, увеличивая их способность «делать» кредитные деньги и снижает уровень процентной ставки.
Вопрос об эффективности кредитно-денежной политики дискуссионен. Кейнсианская школа, не отрицая ее определенных преимуществ перед фискальной политикой (она является более гибкой, изолированной от политического влияния), в то же время подчеркивает, что ее конечный результат не определен и ослабляется сложностью ее связи с совокупным спросом. Поэтому кейнсианцы предпочитают использовать для достижения макроэкономических целей развития в первую очередь фискальную, а не денежно-кредитную политику.
Монетаристы обращают внимание на то, что влияние предложения денег на совокупный спрос сказывается на прошествии длительного и неопределенного периода. Кроме того, стабилизация процентной ставки может в конечном счете дестабилизировать экономику. Поэтому они призывают относится к денежно-кредитной политике, как и к фискальной с большой осторожностью.
Рассмотрев вопросы макроэкономического регулирования денежно-кредитной системы, можно обратиться на конкретные шаги правительства РК в этом направлении.
- Правительство РК проводит умеренно жесткую кредитную политику, направленную на снижение инфляции.
- Приняты меры по сокращению объемов кредитной эмиссии, обеспечению своевременности и полноты возврата кредитов, развитию кредитного рынка на основе увеличения объемов продаж кредитов с аукциона, поддержанию ставки рефинансирования Нацбанка на уровне рыночных значений с учетом уровня инфляции. Кроме того, правительство берет курс на освобождение банковской системы от обязательств по централизованным кредитам правительства.
- Правительство обеспечивает контроль за банковской деятельностью путем организации аудита крупнейших коммерческих банков страны, а также предпринимает меры по улучшению координации работы правительства и Нацбанка. Прерогатива правительства – финансовая политика; Нацбанка – денежно-кредитная.
- Правительство намерено завершить зачет задолженностей предприятий без дополнительной кредитной эмиссии, погасив их задолженности за счет объявления их банкротами (кроме предприятий, имеющих государственное значение) и распродажи их имущества.
- Правительство намерено проводить рекапитализацию банков через выпуск государственных ЦБ на акции убыточных предприятий, а невозвращенные займы покрываться из средств, соответствующих банков-кредиторов.
- Нацбанк продолжит политику увеличения кредитных ресурсов, предоставляемых через торги и доведение их долю до 75 % к концу 1994 года. Начиная с 1994 года Нацбанк начал отходить от вопросов кредитования коммерческих банков и производства, сосредоточив свою деятельность на реформе банковской системы и стабилизации денежного обращения и тенге.
|
|
|
|
|