ВВЕДЕНИЕ Макроэкономика
Предлагаемое учебное пособие «Макроэкономика» является логическим продолжением курса «Экономическая теория» и «Микроэкономика».
Настоящее пособие включает программные вопросы, предусмотренные Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Республики Казахстан.
При работе над пособием взята за основу последовательность изложения материалов, соответствующая 250‑280 часовой программе по «Экономической теории», «Микроэкономике» и «Макроэкономике», для студентов очного и заочного обучения всех специальностей, утвержденной Ученым Советом КЭУ от 28 октября 1997 г.
В соответствии с программой в пособии рассматривается базовая основа курса «Макроэкономика» как учебно-методический комплекс, состоящий из одиннадцати тем. Их количество и последовательность рассмотрения соответствуют требованиям рабочей программы, утвержденной на научно-методическом Совете университета и отражают устоявшуюся структуру изложения учебного курса «Макроэкономика». В структуре каждой темы в соответствии с общепринятой практикой выделены “Теоретическая часть”, «Резюме», «Основные термины» и «Практикум» под рубрикой «Теперь вы должны уметь», «Вопросы для самопроверки и повторения», «Тестовые вопросы для самоконтроля знаний», «Проблемные ситуации "верно-неверно"». Такая методика, по нашему мнению, поможет студентам-заочникам в процессе дистанционного обучения не только самостоятельно освоить учебный материал, но и проверить свои знания.
Все проблемные вопросы, тесты, ситуационные задачи позаимствованы из «Сборников задач по экономической теории» и учебников «Макроэкономика» различных авторов (Камаева В.Д., Агаповой Т.А., Сидорович А.В., Шишова А.Л., Протас Б.Ф., Яковлевой Е.Б. и др.).
Главная цель учебного пособия – помочь студентам в овладении современными методами макроэкономического анализа, дать теоретические основы взаимодействия экономических процессов, определяющих функционирование и развитие народного хозяйства в условиях рыночной экономики.
В данном пособии содержание, действие отдельных факторов и категорий макроэкономики рассматривается не только в общеэкономическом аспекте или особенности их проявления в переходной рыночной экономике, но и связывается со спецификой возникновения и развития рыночных отношений в Казахстане. Это дает возможность моделировать различные рыночные процессы в изучении определенной макроэкономической политики государства.
Следует заметить, что макроэкономика, являясь второй частью общей экономической теории, возникла как самостоятельная наука только в 30-е годы XX века после «Великой депрессии» и связана с именем выдающегося английского экономиста Дж.М.Кейнса. Сравнительной «молодостью» данного предмета объясняется, наверное, то, что каждый учебник и учебное пособие, изданные за это время, дает свою структуру курса. Можно сказать, что еще не сложилась устоявшаяся последовательность и взаимосвязь тем и материалов по макроэкономике, как это практикуется в учебниках по микроэкономике. В ходе написания данного пособия мы старались придерживаться последовательности рассмотрения учебного материала, сложившейся на кафедре университета, исходя из учебной программы.
Большое внимание в пособии уделено вопросам общего равновесия, проблемам стабильности, информатизации, безработицы, цикличности, темпов экономического роста в неоклассических и монетаристких моделях, финансово-кредитной системе, роли государства в экономическом регулировании.
Материалы излагаются в доступной форме, с использованием графических методов анализа, структурно-логических схем, что позволяет читателю разобраться в количественных и качественных аспектах экономических процессов. В предлагаемом пособии также отображен многолетний опыт преподавания курса «Экономическая теория» и «Макроэкономика» на кафедре экономической теории и МЭ Карагандинского экономического университета.