6.1. Общая характеристика корпоративного подоходного налога.
Подоходный налог один из древнейших и классических видов налогов. Основное распространение он получил в XIX и XX веках в странах Западной Европы. В Республике Казахстан подоходный налог введен с декабря 1991г. Законом "О подоходном налоге с граждан Казахской ССР, иностранных граждан и лиц без гражданства". Юридические лица платили подоходный налог с 1994 по 2001 год. С 2002 года подоходный налог называется корпоративным подоходным налогом.
Корпоративный подоходный налог (КПДН) подобно другим налогам, характеризуют следующие признаки:
- он, всегда государственный налог. Никто кроме государства не вправе вводить и взимать данный налог;
- этот налог не является продуктом договора или иного соглашения. Это одностороннее установление государства;
- этот налог всегда носит характер денежного платежа;
- он всегда принудительный налог;
- законный, обязательный и безвозвратный платеж;
- всегда идет в доход государства;
- это прямой и личный налог.
Корпоративный подоходный налог является важной статьей доходной части госбюджета. Это основной инструмент налогового регулирования, поскольку конечной целью любой предпринимательской деятельности является получение чистой прибыли, т.е. совокупного общественного продукта за минусом всех вычетов и налогов в бюджет.
Регулирующие начала, заложенные в корпоративном подоходном налоге, заключаются в возможности манипулирования различного рода льготами, скидками и санкциями к налогоплательщикам для достижения экономического и социального эффекта.
Функции корпоративного подоходного налога разнообразны. Он является основным источником доходной части бюджета, регулятором финансовых пропорций и процессов накоплений, темпов экономического роста, рычагом экономического стимулирования предпринимательской деятельности, инструментом управления, конкретной формой выравнивания экономических условий хозяйствования и побудителем конкуренции.
Корпоративный подоходный налог следует рассматривать как средство повышения или снижения социальной напряженности в обществе. Ведь он снижая с одной стороны, реальный уровень благосостояния человека и, таким образом, мешая достичь ему желаемого уровня жизни, в то же время с другой стороны, его же повышает, потому что возвращается ему в виде пособий, пенсий, бесплатного лечения и образования, гарантированных государством обеспечения законности и уверенности в завтрашнем дне.
Следовательно может оцениваться как положительно, так и отрицательно - в зависимости от личностных и экономических установок, экономической политики государства и состояния национальной экономики.
Республика Казахстан за свою сравнительно короткую историю использовала три схемы налогообложения доходов. До февраля 1994г. в Казахстане в качестве налогообложения выступали прибыль и доход. С 1 июля 1995г. до конца 2001года в качестве объекта обложения введен подоходный налог от налогооблагаемого дохода, а с 1 января 2002г. будет введен корпоративный подоходный налог от налогооблагаемого дохода, таким образом, в системе налогообложения появилась новая категория - корпоративный подоходный налог.
Объектами обложения корпоративного подоходного налога являются:
налогооблагаемый доход;
доход, облагаемый у источника выплаты;
чистый доход юридического лица не резидента:
Плательщиком корпоративного подоходного налога являются юридические лица: резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального банка Республики Казахстан и государственных учреждений, а также юридические лица резиденты осуществляющие деятельность через постоянные учреждения или получающие доходы из источников в Республике Казахстан.
Юридические лица, применяющие специальный налоговый режим уплачивают корпоративный подоходный налог в общей сумме патента или разового талона. Здесь наше внимание будет направленно на юридические лица, уплачиваемые корпоративный подоходный налог.
Согласно механизму исчисления корпоративного подоходного налога, предлагаемого Налоговым Кодексом (2001г.) мы рекомендуем следующую формулу его исчисления.
(1)
где:
Нд - налогооблагаемый доход;
КПДН - корпоративный подоходный налог.
В настоящее время действуют ставки: 10%, 15% и 30% в зависимости от вида и места деятельности юридических лиц.
Исходя из формулы № 1 в налоговом учете важно точно и достоверно исчислить величину налогооблагаемого дохода. Причем эта величина должна быть рассчитана только по данным налогового учета, как разница между совокупным годовым доходом (СГД) и вычетами (В). Отсюда рекомендуем такую формулу:
(2)
гдг, СГД – совокупный годовой доход;
В – вычеты.
Таким образом, налоговый учет у хозяйствующих субъектов должен в течение налогового года собирать и отображать достоверную информацию о совокупном годовом доходе и вычетах.