3.1 Анализ рыночных возможностей.
Процесс управления маркетингом - это широкий комплекс мер стратегического и тактического характера, направленный на эффективное осуществление рыночного поведения фирмы и достижение ее основной цели: обеспечения устойчивого и всестороннего успеха у потребителей товаров и услуг фирмы при нормальной прибыльности ее деятельности. Процесс управления маркетингом состоит из:
- анализа рыночных возможностей;
- отбора целевых рынков;
- разработки комплекса маркетинга;
- претворения в жизнь маркетинговых мероприятий.
Ни одна фирма не может paссчитывать на постоянный успех своего товара на рынке. Поэтому фирмы должны заниматься поисками новых возможностей и идей, внимательно следить за переменами на рынке, изучать товары конкурентов Для выявления новых рынков можно составить сетку развития товара и рынка.
Рассмотрим более подробно предложенную схему.
1. Более глубокое проникновение на рынок. Предполагается относительный минимум расширения предпринимательской деятельности, когда известный, освоенный товар продолжает продаваться в рамках известного, существующего рынка. В этом случае предполагается увеличение рыночной доли за счет сокращения издержек производства и обращения, активизации рекламных кампаний, изменения ценовой политики и др.
2. Расширение границ рынка. Предусматривается активизация предпринимательской деятельности, главным образом, за счет освоения новых рынков не только у себя в стране, но и за рубежом, хотя .продаваемые товары остаются прежними Фирмы ведут поиск не только новых географических рынков, но и новых сегментов рынка.
3. Разработка товара. Планируется расширение деятельности фирмы за счет расширения производственной программы в рамках прежнего существующего рынка. Оно может осуществляться за счет либо модификации, усовершенствования или модернизации производимого товара, либо выпуска совершенно новых марок товаров для данного рынка
4. Диверсификация (стратегия активной экспансии) заключается в расширении номенклатуры новых товаров на новых рынках. Это наиболее сложная и динамичная линия поведения фирмы, т.к. требует значительных усилий со стороны руководства, в первую очередь, значительных объемов финансовых средств для реализации. Несмотря на трудности, это наиболее распространенная маркетинговая стратегия. Она позволяет осуществлять поиск рынков в новых регионах для. новых товаров.
Не все выявленные возможности подходят для фирмы. Необходимо учитывать маркетинговые возможности фирмы: Маркетинговая возможность фирмы - привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором фирма может добиться конкурентных, преимуществ. Маркетинговые возможности фирмы должны соответствовать ее целям и имеющимся ресурсам.