7.1 Понятие и сущность рыночного спроса
Спрос - важнейший элемент рыночного механизма. "В отношении между опросом и предложением товаров,- писал К.Маркс, - отражается, во-первых, отношение между товаром и деньгами, покупателем и продавцом; во-вторых, - отношение между производителем и потребителем, хотя оба последние могут быть представлены третьими лицами, торговцами"*. Именно спрос определяет главное – емкость рынка, т.е. ту часть товарного предложения, которая может быть реализована в обмен на денежные средства населения, при данном уровне и соотношении розничных цен, а значит объемы и структуру производства.
Cпрос - это вынесенные на рынок конкретные платежеспособные потребности, которые могут быть удовлетворены при наличии товарного предложения.
Платежеспособность является важнейшей чертей и особым свойством спроса. Но это свойство не исчерпывает его сущности. Другим, не менее важным свойством спроса, выступает его способность отражать потребности в их натуральной форме. Спрос - это не только сумма денег, но и совокупность вполне определенных требований к столь же определенным потребительным стоимостям, т.е. конкретным товарам.
Натурально - вещественные характеристики спроса конкретезируются в виде потребительских оценок ассортимента и качества поступающих на рынок товаров и услуг.
Потребительские оценки ассортимента и качества - это объективное выражение одобрительного, нейтрального или отрицательного отношения покупателей к данному изделию или отдельным его свойствам.
Потребительские оценки могут быть выражены как в форме прямого предпочтения - через акт приобретения или, наоборот, отказа от покупки изделия, так и в форме суждений о преимуществах того или иного изделия перед другими, аналогичными ему по назначению, либо о дефектах, снижающих потребительскую ценность, полезность товара, высказываемых покупателями при ознакомлении с конкретным ассортиментом товаров. Удовлетворение спроса - это разрешение противоречия между eго платежеспособностью и натурально-вещественным содержанием. Количественным выражением этого противоречия служит соотношение между предъявленным спросом и его удовлетворенной частью, разрыв между которыми равен величине не-удовлетворенного спроса. Наличие неудовлетворенного спроса приводит к "переключению" на другие однородные товары или имеет место "вынужденная покупка", либо спрос видоизменяется в "отложенную покупку".
Управление спросом представляется достаточно сложной проблемой. Дело в том, что развитие спроса носит в значительной степени непостоянный характер и плохо поддается планированию. Bо-первых, потому, что спрос- есть представленная на рынке потребность в товарах и услугах, а измерять потребности достаточно точно мы не умеем, во-вторых, потому, что спрос - явление весьма динамичное, а измерятъ постоянно изменяющуюся величину очень трудно; в-третьих, спрос зависит от громадного числа социально-экономических, демографических, природно-климатических, эстетических и психологических факторов, измерить влияние которых в их совокупности представляется невозможным. В-четвертых, спрос на многие товары подвержен влиянию моды, предсказать капризы которой очень трудно. В-пятых, носителями спроса являются люди, механизм поведения которых на рынке пока должным образом не изучен. Поэтому поведение покупателей на рынке, их мотивы, отношение к товарам, процессы принятия решений о покупках тех или иных товаров трудно предсказуемы и трудно управляемы.
Управление спросом должно основываться на глубоком научном понимании всех форм проявления спроса в их взаимосвязи и взаимо-обусловленности. С этой целью необходимо классифицировать спрос. Классифицировать спрос - значит выделить из всего множества реальных форм его проявления те, которые отличаются общностью какого-либо существенного признака, и сгруппировать их по основным свойствам и функциям спроса на рынке. Классификация форм спроса представлена на рис. Спрос есть форма удовлетворения конкретных потребностей людей. Они удовлетворяются путем присвоения предметов потребления и услуг. Поэтому в процессе своего "распада" спрос подразделяется на спрос на товары и спрос на услуги.
Каждая из двух основных частей может быть последовательно разукрупнена по конкретным объектам спроса.
Под макроспросом понимается совокупный опрос населения страны региона на продукций определенной отрасли, т.е. спрос, дифференцированный по укрупненным группам товаров и услуг. Микроспрос - это спрос на конкретные изделия, их разновидности и модификации, выделяемые по принятым признакам. Спрос может быть предъявлен в ферме альтернативного спроса, допускающего замену одного изделия другим, или же как жестко сформулированное требование, не допускающее такой замены (например, спрос на обувь определенного размера).
По этому признаку выделяются две формы микроспроса - альтернатнвный и твердосформулированный. По признаку степени удовлетворения спрос можно разделить на удовлетворенный (или реализованный) и неудовлетворенный. По времени предъявления можно выделить спрос прошлый и спрос будущий.
Для деятеля рынка важно знать, что именно обусловило факт приобретения покупки, какие причины вызвали появление потребности в конкретном товаре или услуге и какие условия способствовали реализации возникшей потребности. Совокупность этих причин и условий представляет собой систему факторов, формирующих спрос. Для изучения степени влияния отдельных факторов на спрос систему факторов классифицируют на группы в зависимости от различных признаков.
I. Социальные: характер общественного производства, социальная структура общества, духовные ценности народа, формы распределения материальных благ, уровень развития культуры, политика государства в области социального обеспечения, профессиональный состав населения.
2. Экономические: уровень развития производства товаров, доходы населения, уровень цен, степень обеспеченности семей товарами культурно - бытового назначения, состояние торгового обслуживания.
3. Демографические: численность населения, половозрастной состав, размер и состав семьи, миграция.
Природно-климатические: климат, рельеф местности, растительность.
Кроме того есть группа социально - психологических факторов, оказывающих влияние на рыночный спрос и покупательское поведение.