7.2 Методы анализа рыночного опроса (часть 2)
При анализе информации о покупательском спросе используются коэффициенты эластичности. Эластичность спроса - это cпособность его изменяться под влиянием тех или иных факторов. Степень зависимости спроса от факторов в количественном измерении выражается через коэффициент эластичности, который исчисляется по формуле:

где K - коэффициент эластичности;
y - уровень спроса в расчете на душу населения в год;
- прирост спроса в расчете на душу населения в год;
- изменение фактора за год;
x - значение фактора.
Прогнозирование рыночного спроса.
Успешная деятельность предприятия определяется во многом прогнозом рыночного спроса. В общем виде прогноз - это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и (или) альтернативных путях и сроках их осуществления. В качестве объектов прогнозирования могут выступать процессы, явления, события, на которые направлена познавательная деятельность человека.
Прогнозирование - это процесс формирования вероятностных суждений о состоянии объекта в будущем. Прогноз конъюнктуры рынка является основой для составления маркетинговой программы фирмы и используется для принятия решений о поведении фирмы на рынке.
В практике разработки прогнозов спроса используются многие современные методы: экстраполяция тенденций, экспертных оценок, аналогии, нормативных расчетов, экономико-математического моделирования.
Наиболее широкое применение в практике прогнозирования находит экстраполяция тенденций. Под экстраполяцией понимается нахождение уровней ряда за пределами его эмперического значения, характеризующих развитие прогнозируемого явления в прошлом и настоящем периодах.
Для прогнозирования спроса часто используются относительные величины динамики. При прогнозировании спроса на товары, в объеме продажи которых за последние годы проявляется устойчивая тенденция роста или снижения, расчеты с определенным упрощением можно строить на среднегодовых темпах изменения. В основе такого подхода лежит предположение, что развитие показателей прогнозируемого явления во времени представляет собой геометрическую прогрессию, т.е. каждый последующий член динамического ряда равен предыдущему, умноженному на средний коэффициент темпа роста или снижения Использование таких расчетов правомерно для краткосрочного прогнозирования спроса. При этом следует учитывать, что расчеты по данной методике не позволяют учесть изменения, происходящие в спросе за счет конъюнктурных ситуаций. Поэтому результаты прогнозов должны в каждом конкретном случае логически оцениваться и корректироваться. Расчет прогнозов в случае устойчивой тенденции его изменения можно производить путем выравнивания динамических рядов. Для этого сначала графическим методом определяется форма развития спроса во времени и подбирается аналитическая функция. Наиболее распространены следующие виды функций:
- линейная;
парабола;
- степенная кривая;
bt - показательная кривая.
Анализ степени влияния факторов на формирование спроса по многим группам товаров показывает, что определяющим фактором часто выступает уровень доходов населения. По таким товарам прогнозирование спроса можно осуществлять с помощью коэффициента эластичности (он исчисляется по формуле, данной ранее).
В прогнозах спроса широко используется нормативный метод. В его основе лежат перспективные нормы рационального потребления или нормативы рациональной обеспеченности населения непродовольственными товарами, а также физиологические нормы потребления продуктов питания. Нормы потребления характеризуют предел, к которому должно стремиться потребление, т.е. отражают уровень потребления, обеспечивавший полное удовлетворение разумных потребностей населения как в промышленных товарах, так и в продуктах питания, необходимых для нормального физиологического функционирования человека,
В практике прогнозирования нередки ситуации, когда базисная информация либо отсутствует вовсе, либо она недостаточно надежна. Кроме того, каким бы способом не был рассчитан прогноз спроса, всегда имеется необходимость качественной логической оценки этого прогноза.
Во всех этих случаях может быть применен метод экспертных оценок. В пользу этого метода можно было бы привести и ряд других доводов, например, ценность прогнозов спроса часто оказывается весьма низкой из-за того, что на притяжении многих лет испытывался дефицит в отдельных товарах. Объем спроса на такие товары за прошедшие периоды практически неизвестен, поскольку он не совпадает с фактической продажей. Использование для прогнозирования спроса на такие товары механического экстрополярного переноса тенденций развития просто не имеет смысла.