7.2 Методы анализа рыночного опроса.
Одной на важнейших функций маркетинга является анализ состояния спроса потребителей, что предполагает проведение глубокого экономического анализа первичных данных. Наиболее распространенным методом обработки информации о спросе является пересчет абсолютных показателей в относительные. Обобщения, к которым приходит деятель рынка в результате анализа, выражаются чаще всего в форме средних или других относительных величии и показателей. Для анализа тенденции развития спроса широко используются индексы, которые представляют собой разновидность относительных величии. С помощью индексов выявляются изменения спроса во времени или различия его по регионам.
При анализе динамических рядов изменение спроса рассчитывают проценты прироста или роста. Среднегодовой темп роста рассчитывается по формуле:

где yn - показатель спроса в последнем году анализируемого периода;
y - показатель спроса в базисном году;
k - среднегодовой темп изменения;
n - количество лет, взятых для анализа.
Одним из распространенных методов обработки экономической информации о спросе является табличный метод. Главное в табличном методе - правильная группировка данных. Группировки представляют собой наиболее распространенный способ выделения явлений или признаков из их совокупности. Метод группировок, используемый для анализа спроса, позволяет установить наличие или отсутствие зависимости спроса от ряда факторов, которые поочередно составляет основу каждой отдельно взятой группировки, . охарактеризовать общие тенденции. Для обобщения и анализа тенденции развития спроса используются графики. При их помощи можно наглядно показать структуру спроса, сравнить уровни и структуру спроса различных социальных, экономических групп населения, выявить формы зависимости спроса от различных факторов. Графический метод представляет собой форму наглядного изображения процессов формирования спроса и позволяет получить настоящую картину явления.
Анализируя взаимосвязь явлений, деятель рынка должен уметь устанавливать виды связей, количественно измерять их тесноту, т.е. выявлять с помощью сопоставимых соизмерителей главные (определяющие) факторы, под воздействием которых изменяется спрос. Связь между величиной спроса и фактором будет функциональной, если определенному значению фактора соответствует одна и только одна величина спроса. Это значит, что если две семьи имеют, например, одинаковые доходы, то они должны иметь и одинаковую структуру спроса. Однако в жизни так не бывает, т.к. доход по-разному влияет на спрос. Сравнение будет более плодотворным, если сопоставить группы семей с разными уровнями доходов. В этом случае одному и тому же значение фактора будет соответствовать несколько значений спроса, и связь между ними может проявится только при массовых наблюдениях, такую связь называют корреляционной.
Для использования корреляционного метода необходимо достаточно большее числе наблюдений с тем чтобы индивидуальные особенности явлений отошли на второй план и могла бы проявиться главная зависимость, если она имеет место. Использование корреляции в факторном анализе спроса связано с двумя задачами: I) обнаружить в фактическом материале зависимость и установить ее форму; 2) измерить силу и тесноту связи. Первая задача решается соответствующей обработкой материала (ранжирование, группировка, вывод уравнения связи), вторая же - с помощью расчета специальных показателей тесноты связи. Определение формы связи фактора со спросом имеет значение при однофакторном анализе, когда от той или иной конкретной формы связи зависит применение определенных функций. В однофакторном анализе используются функции:
y = a * x b ; y = a * b x ; y = a * x + b
Наиболее часто пользуются уравнением прямой.
Показателем тесноты связи между фактором и величиной спроса на товар является коэффициент корреляции. В случае линейной функциональной зависимости он равен при прямой связи + 1, при обратной - 1 (при отсутствии связи равен 0). Если связь положительная, коэффициент корреляции находится от 0 до + 1, при oтрицательной - от 0 до -1. Парный коэффициент корреляции можно рассчитать по формуле:

где x - значение фактора;
y - значение спроса;
n - число пар значений спроса и фактора.
Если коэффициент корреляции равен нулю, то это говорит об отсутствии связи; если он равен 0,2 - 0,3 - связь слабая, 0,3 -0,5 связь умеренная; 07 - 0,99 - заметная; и полная (функциональная) при коэффициенте 1.
Парный коэффициент корреляции можно рассчитать и по другой формуле:

Ч - коэффициент корреляции;
y - значение спроса;
х - значение фактора.