2.3.4 Методы товароснабжения розничных торг сети и организация централизованной доставки товаров (2)
Расчетная часть плана централизованной доставки может быть сведена в табличную форму (табл. 1):
Таблица 1
Расчетный план завоза товаров из оптовой базы в розничную торговую сеть на квартал года.
Название населенного пункта |
Тип магазина |
Подлежит завозу |
Частота завоза, раз |
Средняя сумма единовременного завоза, тыс. тенге |
в неделю |
в квартал |
|
|
|
|
|
|
Ускорение доставки товаров, снижение издержек, связанных с товароснабжением во многом зависит от оптимальности маршрутов доставки.
Составление маршрутов производится на основе крупномасштабной картосхемы административно – территориального деления района деятельности.
Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъемности транспортных средств. Сначала выделяются маршруты для завоза товаров в магазины, для которых объем разовых поставок равен или кратен грузоподъемности транспортного средства. Завоз товаров в этом случае осуществляется по маятниковым маршрутам.
После составления маятниковым маршрутов определяются кольцевые маршруты, предусматривающие развоз товаров одной автомашиной нескольким магазинам по кратчайшим расстояниям.
При составлении маршрутов завоза товаров важнейшие показатели работы транспортных средств: коэффициенты использования статической и динамической грузоподъемности, времени оборота, производительности и др.
Время оборота автомашины определяется по формуле:
- где В - время оборота автомашины на маршруте, минуты;
- Дм – длина маршрута, км;
- vt - средняя техническая скорость, км час;
- tn -время на погрузку- выгрузку, мин;
- tЗ - время на каждый заезд, мин;
- ПЗ - число заездов.
После расчетов времени оборота по каждому маршруту составляется таблица маршрутов (табл. 2)
Таблица 2
Характеристика маршрутов централизованной доставки товаров с базы.
Номер
маршрута |
МАРШРУТЫ |
Расстояние, км |
Длина маршрута, км |
Средняя техническая скорость автомобиля, км/ч |
Время на погрузку-выгрузку, мин |
Время на каждый заезд |
Количество заездов |
Время одного оборота, час |
Вес товаров |
Частота завоза товаров в месяц, раз |
ПРИМЕЧАНИЕ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На основе характеристики маршрутов и их анализа проводится группировка маршрутов. Необходимо, чтобы каждый автомобиль использовался интенсивно в течение рабочего дня, совершал несколько езды.
При группировке учитывают время оборота автомобиля на каждом маршруте и частоту завоза товаров в магазины.
После группировки маршрутов составляется график доставки товаров. Практикуется составление графиков доставки по дням недели и по числам месяца. Наиболее простым является график, составленный по дням недели, так как он обеспечивает ритмичность и равномерность доставки.