2.1. Собственность как экономическая категория (часть 8)
Гражданский кодекс подразделяет право собственности по субъектному признаку на частную (ст. 191) и государственную собственность (ст. 192). Как видно, законодатель при классификации избежал использования терминов «формы» и «виды». Это сделано сознательно, поскольку данные понятия по своей сути многозначны и теоретически применительно к праву собственности не разработаны. Очевидно, такая позиция верна. Тем не менее, следует отметить два возможных подхода к этому вопросу. В соответствии с первым правом собственности едино и однородно и подчинено общим правилам рыночной экономики. Но исключение из него составляет право государственной собственности, которое существует в минимальных пределах для поддержания функций государства и обеспечения нормального функционирования права частной собственности. То есть, частная собственность является не видовым, а родовым понятием, тождественным понятию собственности.
При втором подходе право собственности - родовое понятие, а право частной и государственной собственности – видовые. Мы разделяем последнюю точку зрения. Обоснованием ей служит разный правовой режим имущества, установленный законодательством для частной и государственной собственности. Вытекает это из специфики функций государства и обусловлено также особенностью субъекта.
Как и в отношениях с участием юридических лиц, в отношениях с участием представителей государства приходится исходить из наличия абстрактного субъекта – Республики Казахстан или административно-территориальной единицы. От их имени в гражданском обороте участвуют уполномоченные лица – юридические или физические. Причем юридические лица, как правило, являются государственными органами, наделенными статусом учреждения. И в этих случаях важно различать, когда такое государственное учреждение выступает от своего имени, а когда – от имени государства или административно-территориальной единицы. Но в любом случае надо иметь в виду, что государство и административно-территориальная единица непосредственно распоряжаются тем государственным имуществом, которое не закреплено на балансе государственных юридических лиц. С другой стороны, реализация государственной собственности осуществляется государственными юридическими лицами (предприятиями и учреждениями) только в отношении имущества, находящегося у них в хозяйственном ведении или оперативном управлении.
При более глубоком анализе нетрудно заметить, что функции собственности определяются её характером – публичным или частным. Подобное деление на сегодняшний день имеет чисто научное значение, однако позволяет установить различие между целевой установкой субъектов. Публичная собственность отражает интересы всего или направлена на удовлетворение потребностей значительной части общества. Частная собственность предназначена преимущественно для личного потребления и получения прибавочной стоимости.
Количественное соотношение частной и государственной собственности определяется Программой по приватизации государственной собственности. Процесс этот идет, пожалуй, активнее, чем где-либо в ином месте на постсоветском пространстве, и конечной целью, по сообщениям в официальной печати, имеет сведение государственной собственности примерно до 25%.
Отказ от приоритета государственной собственности, вовлечение имущества в рыночный оборот и развитие вещных характеристик права собственности находит отражение в разных группах норм, в т. ч. и регулирующих возникновение права собственности. Исходя из акцентирования вещности права собственности, в последние годы наметилось направление на признание собственности за добросовестным владельцем в случаях неизвестности за добросовестным владельцем в случаях неизвестности собственника. Кроме того, намечается общая тенденция на отказ от обязательной передачи в государственную собственность имущества, не имеющего собственника или собственник которого неизвестен, и на установление судебного порядка признания права собственности. Это касается новых в казахстанском законодательстве оснований возникновения права собственности в связи с приобретательной давностью (ст. 240), в связи с обращением в собственность общедоступных для сбора либо добычи вещей (ст. 241 Гражданского кодекса). Господство над вещью и обращение с нею как со своей в этих случаях ведет к появлению нового собственника. В данном контексте осуществлен подход законодателя к определению собственника бесхозяйного имущества, безнадзорных животных и находки (ст. ст. 242, 245-247 Гражданского кодекса). Принцип здесь один – у кого вещь, тот и собственник, если, конечно, соблюдены все законодательные требования.
Таким образом, мы можем отметить, что нормы о праве собственности усиливают свою вещность и приближаются по своему существу и по стратегической направленности к соответствующему законодательству развитых стран. Однако большой теоретический багаж цивилистики, приобретенный в советский период, не утрачен, а развит в действующем законодательстве, что позволяет говорить о праве собственности Казахстана как об одном из наиболее разработанных институтов в мировых правовых системах.